Главная » 2013 » Май » 18 » "П" - Постановка голоса
09:44
"П" - Постановка голоса

Постановка голоса

Под постановкой голоса имеется ввиду развитие певческих навыков для использования голоса в профессиональных целях. Целью постановки голоса является достижение максимальной эффективности в работе голосообразующего аппарата при минимальной затрате физических усилий. Проще говоря – постановка голоса подразумевает свободное, без усилий и напряжения звучание голоса. Благодаря постановке голос приобретает силу, яркость, красоту, возможность достигать максимальной силы звучания при наименьших затратах мышечной энергии. Поставленный голос обладает большим диапазоном, эмоциональной выразительностью, длительностью дыхания. Поставленным голосом пользуются певцы, люди, выступающие на публике – ведущие, артисты. Бывают голоса красивые, сильные от природы, обладающие качествами поставленного голоса. Но чтобы голос обрёл неутомимость, оставался здоровым – необходимо научиться правильно использовать данные от природы богатство тембра и силу голоса, так как при неосторожном обращении с голосом, при неправильной его эксплуатации (пении, или громкой речи на связках) можно его и вовсе лишиться.

Постановка голоса и её методы могут быть разными, в зависимости от того в каком жанре и с какими целями он используется, но все они опираются на общие принципы: постановка дыхания (опора), приобретение навыков в использовании резонирования и певческой позиции (купола), овладение техническими вокальными приёмами, работа над дикцией, артикуляцией.

Владение голосом очень важно в процессе вокального интонирования. Мне часто задают вопрос: «Можно ли развить у себя такой слух, чтобы петь чисто, без фальши?» Я отвечаю – слух здесь не при чём. Вернее, наличие слуха, конечно, обязательно, слух можно и нужно развивать. Но даже люди, от природы наделённые абсолютным музыкальным слухом имеют погрешности в интонировании (в чистоте пения) и нуждаются в постановке голоса, в умении владеть им. Наличие идеального музыкального слуха отнюдь не является гарантией чистого пения. Если вы хотите петь чисто – учитесь владеть голосом, иначе он может подвести в самый ответственный момент. Я часто повторяю: "Как бы красиво вы не выглядели, каким бы красивым тембром голоса не обладали - если вы поёте фальшиво никто не будет вас слушать!" 

В процессе постановки голоса вырабатываются слуховые и физические ощущения, опираясь на которые приходит умение владеть своим голосом. Каждый орган отвечает за работу в своей области. Если один из механизмов работает неправильно -  например, диафрагма недостаточно твёрдо держит опору, голосовая щель не открывается – голос сразу теряет и чистоту интонирования, и силу. Поэтому в процессе постановки голоса очень важно быть внимательным, сосредоточенным, научиться слушать себя и фиксировать свои слуховые и мышечные ощущения - вырабатывать у себя так называемый "вокальный слух".

Учёными экспериментально доказано, что физиологической основой  вокального слуха является взаимодействие различных систем организма (слуха, мышечных ощущений, вибрационной чувствительности, зрения и т.д.) Вывод звучит несколько парадоксально: вокальный слух это не только слух. Человек сам себя слышит не так, как слышат его окружающие. Он слышит себя изнутри. Одновременно со звуком собственного голоса наша нервная система воспринимает огромное количество сигналов от самых различных органов чувств. Именно этим певец отличается от других исполнителей – пианистов, скрипачей, виолончелистов, которые могут объективно оценивать звучание своего инструмента, с позиции постороннего слушателя. Вокальный слух – это не только умение слышать, но и умение видеть, ощущать звук, управлять им на физическом уровне.

 

Человеческий голос – живой музыкальный инструмент, он подчиняется не только музыкальным, но и физиологическим законам. Он хрупок, капризен, его звучание зависит от вашего настроения, погоды, от того как хорошо вы спали и что и когда съели. Для того,  чтобы «играть» на этом инструменте надо хорошо знать его технические свойства.

Постановка голоса  - это как фундамент для здания. Каким бы красивым голосом  не был человек одарён от природы, какой бы не обладал музыкальностью и эмоциональностью, для сохранения силы и выносливости голосового аппарата, для его здоровья (да и для здоровья всего организма в целом),  надо учиться правильно использовать этот ресурс. 

Категория: Словарь терминов "Просто о сложном" | Просмотров: 1628 | Добавил: Ирина | Рейтинг: 4.3/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]