О психологии пения

 

 

Смелость города берёт…и высокие ноты!

 

Одним из важных аспектов вокального обучения является психология пения. Установки, которые мы даём себе сами, которые получаем от педагога,  играют большую роль в деле освоения вокальной техники. Ведь вокал – не математика, здесь нет точных формул, аксиом и теорем, здесь многое основано на внутренних ощущениях, образах, ассоциациях, подсознательных внутренних представлениях о звуке. Чтобы овладеть вокальным мастерством, надо иметь не громкий голос, знание нотной грамоты и абсолютный слух (как думают многие) - надо иметь творческое воображение, настойчивость, терпение и… смелость!

 

 

Сколько преподаю вокал, столько и говорю об этом качестве: смелости. Как известно смелые, целеустремлённые, не закомплексованные люди быстрее добиваются успеха. Это касается всего и  вокал здесь не исключение. Но все мы люди разные и, принимаясь за новое дело, нам в основной своей массе свойственно испытывать неуверенность и даже страх. Страхи, с которыми мне приходится сталкиваться и бороться,  разнообразны, и все они, как вы догадываетесь, касаются одного – вокала. Но сегодня мне хотелось бы поговорить об одном из самых главных страхов – о страхе высоты, то есть  -  страхе перед высокими нотами. Я сталкиваюсь с этим страхом чаще обычного, и тут приходится быть и педагогом по вокалу, и психологом, и психотерапевтом в одном лице.

 

«Ой, вот регистр кончается, сейчас я… запищу!»

 

Многие боятся петь высокие ноты, не потому, что это неудобно, и не потому, что боятся сорвать голос (под наблюдением педагога это практически невозможно, так как любой мало-мальский зажим очень хорошо слышен и это служит сигналом педагогу о приостановке выполнения упражнения), а потому, что боятся услышать что-то ужасно некрасивое - «Я пищу!»

Вообще, надо сказать, что в основе всех страхов, связанных с овладением любого нового навыка лежит один, самый первый и главный – страх быть смешным, нелепым, неумелым. Но ведь в основе всякой деятельности человека лежит мозговой импульс.  Мозг говорит: «Горячо!» - и вы отдёргиваете руку, «Глубоко!» - и вы выскакиваете из воды, «Холодно!» - и вас бросает в дрожь, «Высоко!» - и что происходит?.. Правильно – гортань сжимает спазм.

 

Надо понять одну вещь: если вы поёте в правильной певческой позиции, с высоко поднятым нёбом – от высоты звука положение гортани не меняется, а, следовательно, вы можете с таким же успехом идти выше и выше, если только…ваш мозг не отдаст гортани команду захлопнуться: «Высоко!» Вот тогда–то, из зажатой гортани и  вырывается этот писк, которому наши уши сразу выносят приговор : «Плохо!.. Плохо!.. Ужасно!», порождая новые зажимы, комплексы и блоки. По этому поводу у меня даже есть такая шутливая присказка: «Люди с ушами хуже, чем люди без ушей!» Имею ввиду, что люди, которые слышат своё неважное пение и малейшую свою погрешность или фальш,  зажимаются хуже тех, которые этого не слышат (да, есть и такие счастливцы!)

 

 Вы скажете – это всё понятно. А как с этим бороться? Так вот для этого я и пишу эту статью, делясь с вами накопленным за 20 лет преподавания вокала опытом. Вот несколько простых правил в борьбе с этим злейшим врагом вокала – психологическим зажимом (именно психологическим, поскольку физически вы в состоянии просто поднять нёбо, держать его и, не отвлекаясь на всякие провокации со стороны вашего организма, петь высокие ноты).

 

« Проснись и пой!»

Всем известны эти, ставшие крылатой фразой, слова незатейливой песенки из одноимённого спектакля советских времён. Но в ней скрыт гораздо более глубокий смысл. Вдумайтесь в него:

Проснись и пой, проснись и пой,

Попробуй в жизни хоть раз

Не выпускать улыбку из раскрытых глаз!

Пускай капризен успех,

Он выбирает из тех, 

Кто может первым посмеяться над собой!

Пой засыпая, пой во сне, проснись и пой!

 

 

Никогда не думала, что буду цитировать советские песни))…  Но вот,  почему-то именно она пришла сейчас в голову… Что я, собственно хочу сказать? Не бойтесь казаться смешными – это самое первое и главное правило успеха в любом начинании. Не стесняйтесь, стесняться некого – здесь кроме вас и вашего педагога никого нет. А он, ваш педагог, такого в своей жизни наслушался, что его трудно чем-то удивить. Хоть пищите, хоть скрипите, хоть хрипите, хоть мяукайте (всё это, кстати, даже полезно для освобождения голосового аппарата, да-да!). И это будет ваш первый успех на пути к  освобождению от психологического зажима.

 

«И кто это у нас тут такой умный?»

 

Правило второе – не давайте вашему мозгу командовать вами и запугивать вас («Сейчас я буду пищать и у меня опять ничего не получится!») Отключите его (на какое-то время, не совсем)), превратитесь в механизм и механически выполняйте эту работу: открыть гортань на зевок и не закрывать, петь, не анализируя («ой, какой ужас!») и не ставя себе ежеминутно оценок («плохо!.. всё плохо!»), доверьтесь своему вокальному аппарату и своему педагогу – они выведут вас на нужные высоты… и звука, и ваших достижений.

Или, если уж ваш мозг привык работать в режиме нон-стоп – прекрасно!  Воспользуйтесь этим – дайте ему задание, посылайте  мозговой импульс на выполнение каждой поставленной задачи. Например: «Сейчас я широко открою гортань, подниму нёбо и возьму высокую ноту».

На одном форуме вокалистов я прочитала, как девушка рассказывала о том, что у неё на уроке никак не получалось взять высокую ноту. И тогда педагог спросила: «А ты отправила мозговой импульс?» Я искренне порадовалась за начинающую вокалистку – ей повезло с педагогом!

 

 

«Голос свободы»

 

Правило третье – не обращайте внимания на то, что у вас не получается, оставьте это корректировать педагогу, анализируйте то, что у вас получилось, возьмите это за образец и пробуйте повторить ещё и ещё.

Но бывает так, что вот, уже получается,  голос начинает меняться, и   это естественно, потому, что появляется певческий голос, новый, незнакомый вам, вы его раньше не слышали и только сейчас познакомились с ним и вдруг… это вас пугает, как всё неизведанное в своём организме. И опять – зажим. Вы не даёте своему новому голосу выйти на свободу. Причём не потому, что он вам не нравится, а наоборот: «Ой, это я так пою? Как необычно, непривычно» и т.д..  Итак, третье правило – дайте голосу выйти на свободу, отпустите его, пусть выходит – потом разберётесь: как его причесать и во что приодеть по своему вкусу.

 

 

«Безумству храбрых поём мы песню»

 

Я всегда восхищаюсь своими учениками – это, в основном, взрослые люди, имеющие хорошую работу, семью, занятые всевозможными делами и проектами, или просто воспитанием детей (а это самый длительный,  требующий душевных и физических затрат проект!). И вот они, посреди будничной суеты, усталости и громадья дел, находят в себе силы, энергию и время ехать на другой конец города вечером, после работы на уроки вокала! Какое надо иметь упорство, желание, каким надо быть увлечённым человеком – без этих качеств ничего бы не получилось. Но есть ещё одно качество, которое отличает этих людей. Это – смелость. Да, это смелые люди, они нашли в себе смелость преодолеть собственные сомнения, а порой и  мнение родных («У тебя не получится, ты не умеешь петь!») -  и занимаются любимым делом. Это по-настоящему творческие, талантливые, незаурядные люди!

 

Хочется сказать всем, кто начал заниматься вокалом – если у вас хватило смелости, вдохновения и целеустремлённости, чтобы начать учиться вокалу , то неужели у вас не хватит тех же качеств, чтобы справиться с одним маленьким, но чрезвычайно вредным препятствием на пути к вашей внутренней и эмоциональной свободе – психологическим зажимом и страхом перед высокими нотами? Конечно, хватит! Будьте смелыми  – и у вас всё получится!