Как развить музыкальный слух?

 

 Ко мне часто приходят люди, пребывающие во власти распространённых мифов о том, что:

- Я не смогу петь так, чтобы меня услышали, потому что у меня очень тихий голос.

- Я не смогу петь красиво, потому, что мне это не дано.

- У меня не получится, потому, что у меня нет голоса.

- У меня не получится, потому, что у меня нет слуха.

И мне ежедневно приходится выступать в роли разрушителя этих мифов. В каком-то смысле педагогу по вокалу приходится быть и психологом, освобождать от комплексов, убеждать, успокаивать, вселять веру в себя.

О том, что научиться петь красиво может любой человек, я писала в статье «Как научиться петь быстро, красиво, легко?» (Уроки эстрадного вокала - Школа вокала). Но самым большим камнем преткновения на пути к вокальным достижениям был и остаётся миф об отсутствии музыкального слуха, о пресловутом медведе, наступившем на ухо. Разберёмся – так ли это? Действительно ли невозможно научиться петь тем, кто «не попадает в ноту»?

Ответ на поверхности, он в самом вопросе: «Я смогу научиться петь, если я пою фальшиво?» Ну, это же очевидно: если человек слышит, что он поёт мимо нот – значит, у него есть музыкальный слух! Я не встречала ни одного человека, который бы уверял, что он чисто поёт, не попадая при этом в ноты. Как правило, в 100 случаях из 100 мнение об отсутствии слуха подкрепляется собственными слуховыми ощущениями: «Я вру!» И это, как ни странно, как раз и является прямым доказательством наличия музыкального слуха.

А в чём же тогда причина фальшивого пения, что мешает человеку петь чисто, если он всё прекрасно слышит? Есть такой термин в вокальной педагогике: «Отсутствие координации между слухом и голосом». Мы все знаем, что такое координация. Термин «координация» происходит от латинского coordination  - взаимоупорядочение. Взаимная согласованность наших мышц направлена на осуществление двигательных задач. Есть люди подвижные, а есть неуклюжие. Наиболее совершенной координацией движений обладают спортсмены и люди, ведущие активный образ жизни. Это говорит о том, что даже координацию движений, которая даётся нам от природы, развивается по мере роста, не требует никаких специальных физических импульсов и является естественной и жизненноважной физиологической особенностью нашего организма – можно развить до совершенства.

Но музыкальный слух и вокальный голос абсолютно не являются естественной и необходимой потребностью нашего голосообразующего аппарата, так как он предназанчен для того, чтобы говорить, а не петь! Иначе нам было бы естественнее петь, а не говорить. Но мы, люди, существа такие, что нам свойственно к чему-то стремиться, что-то в себе открывать и развивать. Гимнасты развивают гибкость, тяжелоатлеты - силу, легкоатлеты - выносливость, певцы - голос. 

Итак, нет ничего странного и удивительного в остутствии координации между слухом и голосом. Кому-то она даётся при рождении, как гибкость или другая способность, а кто-то должен её развивать. Только и всего. Поэтому глупо чувствовать себя обделённым и потерянным для пения - надо просто наладить координацию между слухом и голосом.

Но факты – вещь упрямая, и как бы красиво вы не выглядели, и каким бы не обладали чудесным тембром голоса – если вы фальшивите, то одними уговорами тут не обойтись, тут надо принимать более действенные меры. 

Что для этого надо делать? Во-первых, осознать, что вы не инвалид с "отдавленными" ушами, как вы всегда считали, а самый что ни на есть обычный человек, успокоиться и перейти к упражнениям для развития музыкального слуха, а точнее - для развития координации между слухом и голосом.

Возьмите синтезатор или планшет, наметьте себе диапазон, который вы хотите распеть. Пока хватит одной октавы. Для женских голосов - от "до" первой октавы до "до" второй. Для мужских - от "до" малой до "до" первой. Будем учиться интонировать (точно попадать в ноты) в рамках одной октавы.

1. Поём гамму с названием нот вверх: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до. И вниз: до, си, ля , соль, фа, ми, ре, до. Упражнение выполнять не менее 30 раз, пока слух не запомнит звучание каждой ноты, а голос не почувствует как поются низкие, средние и высокие ноты.

2. Поём хроматическую гамму, т.е. нажимаем все клавиши подряд, одну за другой, начиная с "до". Это - полутона, самые близко расположенные друг к другу звуки. Интонирование (точное, чистое пропевание) их требует концентрации внимания и сосредоточенности. Поём на слог "ла".

3. Поём арпеджио. Нажимаем клавиши "до, ми, соль, до (верхнее)" вверх и вниз: "до(верхнее), соль, ми, до". Можно петь на слог "ла", но лучше с названием нот.

4. Строим тон от каждой клавиши. Тон состоит из двух полутонов, то есть полутон + полутон = тон. Строим тон от каждой клавиши (включая чёрные) и поём на слог "ла" вверх и вниз. Например, от "до" это будет так: "до-ре-до". Далее от чёрной клавиши рядом с "до" (от "до диез") также строим тон, не забывая, что в одном тоне два полутона, значит будет "до диез - ре диез- до диез". Поём на слог "ла".

5. Строим два тона от каждой клавиши вверх и вниз: "до-ре-ми-ре-до". Как звучит это упражнение можно послушать здесь: o_metodike   (упражнение №1). Поём на " ми-и-и-и-и-я". 

6. Опевание каждой клавиши. Что это значит? Это значит, что одна клавиша - основная, центральная, как бы "база", а остальные опевают её (как бы ходят вокруг неё) следующим образом: тон вверх - вернуться на основную - полутон вниз - вернуться на основную. Например, опеваем ноту "до". Строим от "до" тон вверх (это будет "ре"), возвращаемся на "до" и строим от неё полутон вниз (это будет нота "си"), и целиком упражнение будет выглядеть так: "до-ре-до-си-до".  Продолжаем опевать каждый звук, далее строим тон вверх от чёрной клавиши (до диез): "до диез - ре диез - до диез - до - до диез"). Итак, опеваем: вверх от основного звука - тон, вниз от основного звука - полутон. На слог "ла".

7. Строим от "до" интервалы. Общепризнанное значение слова "интервал" - это промежуток. Интервал в музыке - это промежуток между нотами. Строим от "до" интервалы (промежутки) вверх и возвращаемся в "до" каждый раз. Вот так: "до-ре-до", "до-ми-до", "до-фа-до", " до-соль-до", "до-ля-до", "до-си-до", "до-до (верхнее) - до". Каждый раз промежуток между "до" и другой нотой будет увеличиваться, образуя мелодический скачок. Надо стараться перестроить голос с низкого звука на высокий и обратно.

Пока всё. А дальше начинается процесс, который переводит обретённые знания и умения - в автоматические навыки. Всего можно добиться упорством и тренировкой. Когда вы почувствуете, что уже уверенно интонируете в рамках одной октавы, можете понемногу расширять свои "горизонты" по две клавиши в каждую сторону (вниз от нижнего "до" и вверх от верхнего),

Самое главное, не идите на поводу у своей дурной привычки петь там, где удобно (а я считаю это именно сформировавшейся дурной привычкой). Чутко прислушивайтесь к себе (вы же всегда слышите, когда фальшивите), останавливайтесь и начинайте упражнение заново. Терпение и труд творят чудеса, а петь красиво и  чисто - это действительно настоящее чудо и для достижения его стоит потрудиться. Успехов вам! И терпения)...